Технический турнир "Левша"
5 класс
Участники: команды учащиеся 5 и 6 класса
Место проведения: комбинированная учебная мастерская.
Цель турнира:
- Обобщить знания, умения и навыки учащихся при обработке древесины;
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- Воспитывать инициативу, умение и навыки коллективной и самостоятельной работы.
Ход конкурса
Организационная часть:
- Построение команд.
- Приветствие.
В средние века, эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, свое воинское мастерство, помериться силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретится достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определить победителя доверено жюри в составе ... ________________ .
Конкурс - "Команда".
Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сделать эмблему увеличенного размера жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, ее название, девиз, приветствие.
Конкурс "Дерево"
За счет чего дерево растет в толщину?
Какого назначение коры?
Как вы думаете, почему кора растрескивается?
Где расположен Луб и каково его назначение?
Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кльцу?
Что такое текстура?
Как вы думаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней?
При проведении данного конкурса используется цветной рисунок или плакат поперечного разреза ствола, на котором учащиеся могут показать строение древесины.
Конкурс – «Инструмент»
- На ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая – рубанком?
- Когда долго работаешь рубанком, на большом пальце левой руки появляется мозоль. Кто может объяснить причину? (При строгании палец чуть поворачивается относительно ручки и трется о него). (Следует иметь рубанок, чтобы учащийся или ведущий смогли использовать его при объяснении)
- Как можно избежать этого неприятного явления? (Сделать ручку вращающейся вокруг вертикальной оси, тогда она будет чуть поворачиваться вместе с пальцем). (Хорошо иметь рубанок с такой ручкой, чтобы показать ее учащимся)
- Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то часто защищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает как называется инструмент, предназначенный для той же цели – снятия очень тонкой (0,04-0,08мм) стружки? (Цикля)
- Вы отшлифовали поверхность детали наждачной бумагой. А затем увидели, что толщина ее больше необходимой, и решили сострогать лишний слой древесины. Но когда начали это делать, рубанок вокруг стал строгать очень плохо, на поверхности детали появились задиры. Почему? (Мельчайшие зерна наждака, застрявшие при шлифовании в волокнах древесины, моментально затупляют резец)
Конкурс – «материал»
Прежде чем его начать, послушаем стихотворение Н. Алтукова «На лесопилке».
Пила сверкает синим глянцем,
Ствол золотисто-желтоват.
Опилки, как протуберанцы,
От диска весело летят…
- Какую операцию имел ввиду поэт, когда писал: «Опилки, как протуберанцы, от диска весело летят…»? На каком оборудовании она выполняется?
- Как вы думаете, люди каких профессий выполняют эту работу?
- Какие пилорамы вы знаете?
- Кто может расшифровать эти загадочные надписи? (Ведущий показывает лист бумаги на котором крупно написано: ДСП; ДВП)
Конкурс – «Чертеж»
Перед вами пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе - сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своем столе так, как они были расположены при выполнении чертежа. (Для проведения данного конкурса необходимо выполнить и изготовить комплекты из четырех деталей На общем столе расположить вперемешку.)
Конкурс – «Юный столяр»
Вы должны закончить изготовление простейшей полочки. При разметке обязательно использовать и рейсмус. (Для проведения данного конкурса необходимо подготовить комплекты заготовок и инструментов: две полочки без отверстий, четыре упора, шнурок).
Конкурс – «Сборка»
- Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? (Надо предварительно сплющить головку, забить гвоздь, как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя). (Целесообразно подготовить заранее планку и брусок, соединенные именно таким образом, чтобы показать учащимся после их ответов).
- Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздем не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором – нет. Почему? (В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к пласти доски, а во втором – под углом).
- Перед тем как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда притупляют. Зачем? (Тупой гвоздь будет сминать волокна древесины, но не будет раскалывать дощечку).
- Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали. (Для проведения данного конкурса надо подготовить следующие комплекты: две детали, два гвоздя молоток. На каждом столе положить сработанный трехгранный напильник и зубило(последнее для отвлечения внимания). Длина гвоздей должна быть такой, чтобы способ загибания можно было осуществить. Если никто не применит данный способ, надо задать дополнительный вопрос: «Как вы думаете, нельзя ли было использовать лежащие на столе старые напильники для более надежного загибания гвоздей?» - и выдать еще по одному гвоздю для очередной попытки. Если и она не увенчается успехом, ведущий сам должен показать способ забивания.)
- Закручивание шурупов вручную – довольно долгая и утомительная работа. Кто знает как она облегчается и ускоряется на производстве? (Применяют механизированные отвертки)
- На рисунке изображены крепежная деталь и птица. Что между ними общего? (У них одинаковое «имя», так как большой шуруп с шестигранной головкой, предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа называется «глухарь».)
- Как вы думаете, что связывает предмет, изображенные на рисунке? (Иногда шуруп трудно ввернуть в древесину твердых пород, даже предварительно просверлив отверстие. Тогда его рекомендуется смочить водой и натереть мылом.)
Подведение итогов конкурса.
Награждение.